Рост предложения на российском рынке цемента, несмотря на старания российских производителей, все же привел к снижению цен.

Rusmet.ru, Марк Сергеев/ Возможно, в это трудно поверить, но объемы поставок цемента из-за рубежа по итогам семи месяцев 2008 года составили почти 4,9 млн.тонн. Поставки уровня прошлого года были превышены таким образов в 14 раз! Доля импортной продукции на российском рынке выросла до 13,2%.

Решение государственных органов об отмене импортных пошлин на цемент очень быстро дало результаты. За семь месяцев поставки из Турции выросли в 47 раз, из Китая – почти в 10 раз, из Молдовы в 31 раз, из Украины – почти вдвое. Были отмечены также отгрузки из Германии.

1

Фактически, на фоне не столь бурного роста спроса в России, как можно было ожидать, импорт полностью снял вопрос потенциального дефицита. Более того, уже сейчас начали возникать вопросы о том, чтобы защитить внутренних производителей от импортных поставщиков. Впрочем, вопросы эти остались без ответа, поскольку на государственном уровне было принято решение оставить ситуацию, так  как есть (т.е. не вводить импортные пошлины), еще как минимум на год.

Естественно, активный рост предложения цемента внутри страны (за счет импорта)  не мог не привести к адекватному снижению под действием обычных рыночных механизмов. Снижение средних цен произошло уже в июле. По данным Росстата, спад средней цены по России в июле по сравнению с июнем составил около 4% (снижение биржевых котировок было еще более серьезным), причем наиболее существенным снижение цен производителей стало в Приволжском и Южном ФО.

Помимо описанных выше тенденций, на российском рынке цемента наблюдается еще один устойчивый тренд – сокращение объемов производство российскими предприятиями. Поскольку большая часть производимой продукции используется внутри страны (экспорт снизился в текущем году на 70% и уже не играет серьезной роли), то снижение производства затрагивает. прежде всего, отгрузки заводов на внутренний рынок.

Получается неоднозначная ситуация. С одной стороны, производители снижением объемов отгрузки на протяжении всего первого полугодия старались снизить предложение и тем самым удержать цены от спада. С другой стороны, когда стало ясно, что импорт завоевывает все большую долю на внутреннем рынке, заводы попытались снижением цен вытеснить импорт, сделав его не рентабельным.

Ни одной, ни другой цели полноценно реализовать не удалось, и причиной здесь, по всей видимости, стал слишком медленный рост спроса (темпы повышения потребности в цементе в текущем году как минимум вдвое ниже, чем в прошлом). В результате в выигрыше оказались именно потребители цемента, которые вместе с возможностью выбора (покупать цемент отечественного или зарубежного производства) получили также выгоду за счет снижения цен.